Представления о морали и теорию этики можно изучать и развивать с помощью разнообразных методов, но в литературе принято выделять три основных метода. Два из них описывают и анализируют феномен морали, не придерживаясь какой-либо определенной моральной позиции. Сторонники третьего метода занимают ярко выраженную моральную позицию и выступают с призывами пересмотреть определенные положения морали и этики. К ним относятся подходы:
1) дескриптивный (описательный);
2) концептуальный;
3) прескриптивный (нормативный).
Обозначенные категории не всегда дают четкое и ясное определение каждого подхода, но если понимать их в широком смысле — как полярные, противоположные по содержанию понятийные единицы, то в нашем распоряжении окажутся три ценные модели исследования, отличающиеся друг от друга.
Представители социальных наук часто используют первый, дескриптивный (описательный) подход как инструмент научного изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д. Примеры использования описательного подхода можно встретить в статьях и опросах, публикуемых в деловых газетах и журналах и отражающих мнения представителей высшего управленческого звена корпораций о морально допустимых и недопустимых поступках.
Второй подход связан с концептуальным пониманием этики; в его рамках анализируются значения основных этических терминов, таких, как право, обязанность, справедливость, благо, достоинство, ответственность. Не менее тщательного и глубокого анализа заслуживают и ключевые понятия деловой этики — «обязательство» и «обман». Изучение понятия «мораль» (как оно определено в начале лекции) и соотношение морального и аморального поведения составляют характерный для концептуального подхода класс проблем.
Сторонники третьего подхода (нормативного) ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ.