Любое человеческое убеждение подвержено критике и другим испытаниям и по этой причине нуждается в надежном обосновании. Не существует хороших и плохих причин, существуют хорошие и плохие аргументы. Необходимо точно знать, являются ли применимыми аргументы, на которых строится доказательство, чтобы использовать тот или иной довод в качестве доказательства или обоснования какого-либо тезиса. И существуют ли вообще нейтральные, лишенные субъективизма предпосылки?
В ряде трудов по этике можно встретить суждение, что мораль служит лишь способом отражения в культуре чувств и стремлений индивидов. Это суждение не что иное, как неформализованное выражение серьезного препятствия на пути развития этики — релятивизма. В плоскости индивидуальной психологии релятивизм утверждает, что представления человека о добре и зле на самом деле являются для него мерой добра и зла. В плоскости культурологии релятивизм утверждает, что представления о добре и зле, существующие в рамках данной культуры, будут служить мерой добра и зла для данной культуры. Так, если шведская культура разрешает аборты, то в Швеции аборт на самом деле является морально приемлемым, а если ирландская культура запрещает аборты, то в Ирландии аборт считается аморальным поступком. Если признать истинность теоретических основ культурного релятивизма, придется согласиться, что не существует не зависимого от культурного контекста критерия, определяющего правомерность деяний. Сторонники культурного релятивизма полагают, что оптимальная модель поведения в мире, где различные культуры демонстрируют различные кодексы морали, кратко выражается известной пословицей: «Будучи в Риме, поступай, как римляне».
В защиту релятивизма раздается немало голосов, так как стандарты морали на самом деле отличаются друг от друга в разных странах и даже местностях. В начале XX в. сторонники релятивизма апеллировали к открытиям, сделанным антропологами на островах Южной Океании, в Африке и Южной Америке, подтверждавшим большое расхождение между моральными системами, существующими в мире. Во времена, более близкие к современности, некоторые представители политической элиты азиатских стран восставали против действий, которые, с их точки зрения, представляли собой попытку Запада навязать странам Азии западные стандарты морали. Несмотря на это, в настоящее время и со стороны государственных органов, и со стороны транснациональных корпораций предпринимаются неоднократные попытки создания международных кодексов делового поведения, снимающих ярмо релятивизма.