Роль чувств также велика в нравственной жизни человека. В них аккумулируется его нравственный опыт. Именно они улавливают те оттенки поступков, ситуаций, которые «холодный» рассудок просто не замечает. Они же являются мощным стимулятором тех или действий, перевода намерений в конкретные поступки. Естественно напрашивается вывод о том, что для полноценной нравственной жизни важно гармоничное взаимодействие разума и чувств. Впрочем, они и не существуют изолированно друг от друга и вместе образуют моральные убеждения личности.
В жизни нам нередко приходится сталкиваться с людьми, у которых, казалось бы, имеются вполне достойные убеждения. Однако в реальной деятельности они практически не реализуются, оставаясь «прекраснодушными мечтаниями». Классический пример тому — гоголевский Манилов. Подобные случаи побуждают нас вспомнить о третьем компоненте индивидуального морального сознания — воле, которая проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам.
Таким образом, мы рассмотрели три исходных компонента индивидуального морального сознания. Следует заметить, правда, что иногда исследователи, характеризуя структуру морального сознания, выделяют и иные ее компоненты — веру в торжество добра, справедливости, в существование высших нравственных ценностей, интуицию как прозрение в понимании сущности моральных явлений, нравственные потребности и др. Однако, судя по всему, последние проявления нравственной жизни можно свести к различным сочетаниям первых трех компонентов.