Фундаментальность университетской подготовки требует знаний не только специальных, но и общих. Поэтому большое место в образовании будущих специалистов в области управления занимают гуманитарные (исторические, психологические, социологические, философские) и естественнонаучные (математические, компьютерные, географические) дисциплины. Много времени отведено занятиям, связанным с освоением новых информационных технологий, изучением иностранных языков (английский, немецкий, французский, испанский).
Учитывая такое многообразие изучаемых дисциплин, сразу следует отметить, что, как показывает образовательная практика, преподавание большинства дисциплин не сводится к изложению исключительно их основ, а имеет явное тяготение к собственно управленческой тематике, что позволяет по существу снять опасения по поводу эклектики. Безусловно, пока еще рано говорить о том, что реальная подготовка управленческих кадров близка к идеальной, но тем не менее первый выпуск специалистов, высокий конкурс абитуриентов, отклики студентов, их родителей, организаций, в которых студенты проходят практику, внушают оптимизм.
Со второго года создания факультета мы начали выпускать тексты учебных курсов малыми тиражами — исключительно для студентов факультета государственного управления МГУ. Было издано около 30 пособий для более широкой категории студентов управленческих специальностей, управленцев-практиков, стремящихся повысить свой профессиональный уровень, менеджеров различных сфер и направлений деятельности. Надеюсь, что «Наука управления», созданная крупными учеными и ведущими педагогами Московскою университета, станет тем фундаментом, на котором будет базироваться управленческая теория и практика будущего.
Этика бизнеса — одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Курсы по этой дисциплине читаются на Западе не только в школах бизнеса, но и в солидных университетах, став неотъемлемой частью подготовки экономистов, менеджеров, специалистов в области управления общественными организациями и государственной службы. К сожалению, в нашей стране сложилось не совсем точное представление об этой науке. Этика бизнеса в России часто подменяется психологией делового общения, описанием правил этикета и др.
Материал излагает основы этики бизнеса так, как это принято в США и Европе. Ключевые темы, проблемы, подходы, концепции этики бизнеса, мало знакомые российскому пользователю, изложены в систематической лекционной форме, снабжены приложениями и материалами для обсуждения. Авторы старались адаптировать теорию этики бизнеса к российским условиям, поэтому многие примеры взяты из окружающей нас российской действительности.
Данная работа будет полезна также практикам бизнеса, которые могут найти в ней необходимый инструментарий для анализа и решения этических проблем деловой жизни, повышения этического уровня организации, создания необходимых элементов корпоративного имиджа.