Второй источник искажения касается познавательного уровня нравственного развития. Согласно поздним работам американского ученого Лоуренса Кохлберга, люди обычно развиваются, проходя через шесть различных стадий нравственного развития по мере движения от детства к старости.
Первая стадия нравственной мотивации — это «наказание и ориентация на послушание». На этой стадии ребенок строит свою нравственность вокруг физических последствий выполнения определенного действия («Я буду наказан, если обижу мою сестру») и считается с мнением любого, кто сильнее его.
На второй стадии — «ориентация на взаимозависимость» — все строится на том, что «правильный» поступок ассоциируется с любой выгодой, которая нужна данному человеку. Общественные отношения рассматриваются с точки зрения выгоды для себя («Ты чешешь мою спину, а я чешу твою»).
На третьей стадии — «ориентация на хорошего мальчика или девочку» — нравственное принятие решений рассматривается с точки зрения получения одобрения своих поступков «значительными людьми». Все, что оправдывает ожидания общества, рассматривается как «правильный» поступок.
Четвертой стадией типологии Кохлберга является «ориентация на закон и порядок». Люди, совершающие нравственную оценку на этой стадии, воспринимают свои нравственные обязанности с точки зрения своего долга и отношения к властям. Этическая дилемма решается в повиновении некой внешней власти: закону, правительству, боссу.
Кохлберг утверждает, что двое из каждых троих взрослых американцев останавливаются в своем нравственном развитии на четвертой стадии или ниже. Остальные взрослые способны достичь более высокого уровня нравственной оценки (пятой и шестой стадий этой типологии). Они пытаются определить нравственные обязанности с точки зрения всеобщего блага.
На пятой стадии — «ориентация на общественно-правовое согласие» — индивид способен критически рассматривать общество. Плохое и хорошее определяется с точки зрения превосходства взаимных соглашений над морально-правовыми ценностями. Налицо контраст с ориентацией четвертой стадии: закон создан для людей, а не люди для закона.
Наивысшая стадия ориентации, по Кохлбергу, — это шестая — «ориентация на всеобщие этические принципы». На этой стадии правильность действия определяется с точки зрения соответствия всеобщим нравственным принципам (т. е. «золотое правило», категорический императив Канта). Когда эти самостоятельно собранные принципы морали вступают в конфликт с общественными или правовыми нормами, всеобщие этические принципы берут верх.

Подразделы этой страницы: